К шести-семи годам у ребёнка наблюдается ускорение темпа физического развития. Средние показатели роста составляют 115-121 см., веса – 21-24 кг.

У ребёнка седьмого года жизни наблюдается интенсивный рост костей рук и ног, оформляются изгибы позвоночника, изменяется строение костей скелета за счёт усиленного замещения хрящевой ткани костной. К 7-8 годам меняются на постоянные 8 из 20 молочных зубов. При соблюдении двигательного режима у детей укрепляется мышечно-связочный аппарат, появляются половые различия мышечной силы.

Особое внимание в этот период необходимо уделять формированию правильной осанки. Поэтому следует исключать длительное пребывание ребёнка в одной и той же позе, оптимизировать режим двигательной активности, чередуя спокойные занятия с активными.

Так же в этом возрасте увеличивается потребность организма в кислороде, продолжает совершенствоваться сердечно-сосудистая система, значительно совершенствуется пищеварительный аппарат, процесс обмена веществ протекает с бурным поглощением и выделением энергии. В этом возрасте отмечается высокая восприимчивость желудочно-кишечного тракта к нарушениям в пищевом режиме.

Продолжается интенсивное психическое развитие ребёнка.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребёнка. Шесть лет – это своеобразный рубеж между непроизвольным поведением и становлением элементов произвольного поведения. Раньше поведение ребёнка больше определяли эмоции, а теперь – стремление соответствовать определённой цели – «так надо». Для детей этого возраста характерным является высокий уровень развития способностей. Связано это, прежде всего с развитием органов чувств, внимания, памяти, мышления, воображения, способности принимать точку зрения другого человека. Всё это позволяет активно развивать речь, музыкальные, изобразительные и двигательные способности ребёнка.

Особого внимания заслуживает вопрос обучения шестилеток. Это не «калька» обучения более старших детей. Их нельзя учить так же, как, например, учат семилетних ребят. Тут применяются свои, учитывающие возрастные особенности, методы и приёмы, формы организации обучения детей. Не позволительно допустить переутомления, перенапряжения маленьких учеников. Задача учителя – обеспечить полноценное и гармоничное развитие, сохранить и укрепить здоровье детей. Поэтому взрослым следует серьёзно отнестись к вопросу об определении уровня готовности ребёнка к школе. Не нужно гнаться «за всеми», отдавая вашего ребёнка в первый класс из боязни быть «не как все». Именно определение уровня готовности к систематическому обучению в школе Вашего, конкретно Вашего ребёнка, обеспечит ему и Вам успех в данном деле. И если ребёнок ещё не готов к этому – не спешите вешать на него ярлык неблагополучия, а наоборот, помогите приобрести эту готовность. Чем выше будет уровень этой готовности, тем меньше проблем будет возникать в процессе самого обучения.

Отдельно хочется сказать о «курсах подготовки» к школе. Порой родители боятся, что детский сад или они сами (если ребёнок воспитывается в семье) не смогут обеспечить достаточный уровень готовности к школьному обучению. И тут начинаются непонятные вещи. Такие, как, например, когда с ребёнком начинает работать «опытный» учитель начальных классов, который знает, что должен уметь ребёнок, поступающий в 1 класс. Хорошо, если у такого учителя есть «дошкольное» образование, но как показывает практика, как правило, нет. И в таких занятиях происходит элементарное натаскивание ребёнка по школьной программе 1 класса (хорошо, если 1 класса шестилеток… а если семилеток?!). С одной стороны – прекрасно – Вашего малыша научат всему необходимому и школьные уроки будут казаться ему «легкотнёй». Но, задумайтесь, зачем же тогда проходить одно и тоже на таких курсах и потом снова в 1 классе?! Во-первых, это просто скучно,  во-вторых, развивает у ребёнка ощущение того, что умственный труд – это просто, ведь всё, о чём рассказывает учитель, он уже знает, в-третьих, такая «подготовка» развивает леность мысли и никак не способствует подготовке, и уж тем более формированию готовности к обучению в школе. Ведь основное задание учителя 1 класса – научить ребёнка слушать и слышать, работать синхронно, в одном темпе с остальными детьми, сознательно относиться к выполнению заданий, сотрудничать и пр. Это словно подготовка к настоящему обучению, которая начнётся несколько позже. А если ваше чадо будет думать, что всё это он уже знает, что не нужно напрягаться и работать, что, что, что… будет ли такая учёба приносить пользу? Зачем напрягать спину, глаза, руки, лишая Вашего малыша движения, игры и радости познания окружающего мира, лишая его самого главного – здоровья?! Поэтому, прежде, чем нанимать такого помощника, хорошо подумайте, стоит ли. Лучше, если хотите разбираться, что должен уметь Ваш малыш, попросите у воспитателя, у методиста детского сада или в библиотеке любую Программу воспитания и обучения в детском саду (чем новее, тем лучше). Там Вы найдёте исчерпывающую информацию о том, что же всё-таки должен уметь Ваш ребёнок до школы.