Любой переходный возраст является проблемным и для ребенка и для его родителей. У нас принято высказывать чуть ли ни соболезнования в ответ на жалобы родителей на их «неуправляемых» детей подросткового возраста.

Мы, родители, такие хорошие, а они такие-эдакие, не слушаются, не понимают, не считаются… Но понимаем ли мы своего взрослеющего ребенка?

Не будем описывать «прелести» подросткового возраста, их можно выразить одним словом «неуправляемость». Мы, родители, явно видим изменения в характере ребенка, причем эти изменения в 90% случаев нас не устраивают, и мы начинаем «давить» на ребенка. Чем больше наше давление, тем больше протест подростка. Чем больше протест, тем больше давление. Замкнутый круг.

Попробуйте понять не себя, а подростка. В его организме и на физиологическом, и на психологическом уровне происходят такие изменения, которые пугают его самого. Помните характеристику предреволюционного состояния: «Верхи не могут, низы не хотят»? Это и есть подросток, который еще не может стать взрослым, но уже не хочет оставаться ребенком. Внутри уже не ребенка, но еще и не взрослого происходит настоящая революция.

Поймите, что подросток не ведет войну с вами, он ведет войну с самим собой. Примите, что подросток – это уже не ваш ребенок, это еще не сформированная, но уже самостоятельная личность. Бунты, протесты, непослушание – всё это крайне необходимо, чтобы вырваться из-под вашей опеки.

Но это вовсе не значит, что подростку не нужна поддержка. Он очень уязвим в этот период, его собственная психика не выдерживает происходящих изменений. Стремясь стать свободным и самостоятельным, подросток испытывает острую необходимость присоединиться к какой-либо группе своих сверстников и слиться с ней, стать таким, как все. Это психологическая защита. Вырвавшись из-под родительского «крылышка», оставшись наедине с миром, подросток не выдерживает его давления, ему необходимы друзья.

Возможно, компания вашего взрослеющего ребенка вам не нравится. Не спешите вмешиваться. Может, она не нравится и подростку, но остаться один на один с миром он просто не может. Ребенок ищет себя и учится жить – не мешайте. Пусть делает свои собственные ошибки, именно в них формируется личность.

Как помочь подростку? Прежде всего, оставить его в покое. Сократите свои нотации и лекции до минимума. Ребенок ищет свои жизненные ценности, ваши ему больше не нужны. Возможно, он вернется к ним, но потом, когда познает другие. Если подросток начал «бузить», скажите прямо и коротко: «Я понимаю, что ты подросток, но это не дает тебе право грубить матери (отцу)». Сделал что-то «из ряда вон», скажите «Я всё понимаю, но сейчас ты планку уже перегнул». Вопреки протестам, подростку важно ваше мнение, но слушать ваши нравоучения он не будет.

Если хотите помочь ребенку, признайте в нем личность, дате ему возможность жить в своем «личном пространстве». Чем более доверительный отношения будут в этот период, тем раньше ваш ребенок пустит вас в свою, уже самостоятельную жизнь.