Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет является одним из видов государственной поддержки граждан, имеющих детей. Неработающие граждане могут получить пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в органе социальной защиты населения по месту жительства. Причем можно обратиться в этот орган с заявлением на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет не позднее шести месяцев со дня исполнения ребенку полутора лет...
С 4 июня 2008 года начал свое действие совместный приказ от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России № 177н и ФСС России № 91. Новый документ в основном посвящен вопросам назначения и выплаты пособия по уходу за ребнком матерям, отцам, опекунам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, но фактически ухаживающим за ребенком.
В 2007 году совместным приказом от 13.04.2007 Минздравсоцразвития России № 270 и ФСС России № 106 в отношении упомянутых пособий по уходу за ребнком до 1.5 лет также давались разъяснения. Однако в них говорилось об определении среднего заработка, используемого при расчете пособий по уходу за детьми до полутора лет, исключительно в отношении работающих граждан по трудовым договорам. Кроме того, в прошлогоднем документе сообщалось о реализации права на получение данного вида помощи от государства предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами), иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно проживающими на территории РФ.
В этой статье мы коснемся анализа отличий в процедурах назначения и выплат пособий по уходу за ребенком до 1.5 лет для работающих и неработающих граждан. Подробно остановимся на общих вопросах их назначения, выплат и возврата излишне выплаченных сумм подобной государственной поддержки.
Получатели пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет
Получатели пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет делятся на две категории. Первую составляют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, вторую — не подпадающие под этот вид обеспечения, но фактически ухаживающие за ребенком до 1.5 лет.
Обратите внимание: лицами, подлежащими социальному страхованию, считаются граждане, работающие по трудовому договору, и те, кто самостоятельно обеспечивает себя работой и своевременно выплачивает взносы в Фонд социального страхования РФ. К лицам, не подлежащим социальному страхованию, можно отнести неработающих граждан, например, домохозяек.
Право на получение пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет у лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, появилось 1 января 2007 года (п. 12 ст. 1, 5 Федерального закона от 05.12.2006 № 207-ФЗ). К ним относятся другие родственники, если родители:
умерли (объявлены умершими);
лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
признаны безвестно отсутствующими;
признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка;
отбывают наказание в местах лишения свободы;
находятся под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
отказались взять ребенка из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений (ст. 13 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ (далее — Закон № 81-ФЗ)).
Родственникам, фактически ухаживающим за ребенком, пособие по уходу за ребнком до 1.5 лет выплачивается с момента установления перечисленных выше фактов. Это определяется датой таких документов, как вступивший в законную силу приговор суда, соответствующее решение органа опеки и попечительства, заключение учреждения здравоохранения и т. д. (ст. 14 Закона № 81-ФЗ).
Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований (ст. 13 Закона № 81-ФЗ). Если гражданин решит получать пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, то в орган социальной защиты населения нужно представить справку из органа государственной службы занятости населения о том, что он не получает пособие по безработице (п. 2 совместного приказа от 13.04.2007 Минздравсоцразвития России № 270 и ФСС России № 106).
Обратите внимание: приемные родители не могут получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком.до 1.5 лет. Об этом говорится в пункте 4 разъяснений, утвержденных совместным приказом от 16.04.2008 Минздравсоцразвития РФ № 177н, ФСС РФ № 91.
Периоды выплаты пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет
Лицо, не подлежащее обязательному социальному страхованию, может получить пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет только в органе социальной защиты населения по месту жительства. Назначается оно за период с рождения ребенка до достижения им возраста полутора лет. Причем претендент на помощь от государства может обратиться в этот орган с заявлением на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет не позднее шести месяцев со дня исполнения ребенку полутора лет. Тогда гражданину за все время ухаживания за ребенком должны выплатить денежные суммы в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период (п. 2 совместного приказа от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России № 177н и ФСС России № 91).
Для неработающих граждан пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет установлено в твердой сумме. Ежемесячный размер пособия по уходу за ребенком с 1 января 2007 года составляет:
пособие по уходу за первым ребенком — 1500 рублей;
пособие по уходу за вторым и последующими детьми — 3000 рублей.
С начала 2008 года величина пособия по уходу за ребнком до 1.5 лет изменилась на 8,5 процента (письмо ФСС России от 05.03.2008 № 02-18/07-1931). Таким образом, в текущем году лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию, должны получать при ухаживании за первым ребенком ежемесячно 1627,5 рублей, за вторым и последующими детьми — 3255 рублей.
С 2009 года размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет 1798.51 рублей по уходу за первым ребенком и 3597 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2010 году состовит 13833 руб.
Если ребенок родился до 2007 года, то его родители, опекуны, не ведущие предпринимательскую деятельность и не состоящие с кем-либо в трудовых отношениях, могут рассчитывать на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключительно за период с 1 января 2007 года и по достижении ребенком полутора лет.
Пример 1
Домохозяйка К.И. Семенова обратилась в департамент социальной защиты населения для выплаты ей пособия по уходу за ребенком 15 марта 2008 года. Ее единственному ребенку 1 марта 2008 года исполнилось полтора года. Соответствующий орган соцзащиты назначил и выплатил ей сумму в размере 21 255 рублей, в том числе:
18 000 руб. (12 мес. × 1500 руб.) — за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года;
3255 руб. (2 мес. × 1627,5 руб.) за период с 1 января 2008 года по 28 февраля 2008 года.
Если случилось горе
Существуют ли какие-то особенности расчета пособия по уходу за ребенком до полутора лет если в семье случилось горе, и малыш не дожил до указанного возраста? В таком случае лица, которые осуществляли уход за ребенком, имеют право на получение ежемесячного пособия за период с момента рождения ребенка до дня его смерти. Отметим, что такой порядок распространяется на застрахованных лиц, а также граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, но применительно
к детям, родившимся после 1 января 2007 года. Для незастрахованных лиц в отношении ребенка, появившегося на свет до 1 января 2007 года, период выплаты пособия начинается с вышеуказанной даты.
Со дня смерти ребенка выплата ежемесячного пособия прекращается. Поэтому его получатели обязаны своевременно оповещать организации, которые выплачивают суммы такой государственной помощи. На это им отводится один месяц с момента наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия. Такой же срок отводится и для информирования о фактах, связанных с изменением размеров пособий (п. 3 совместного приказа от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России № 177н и ФСС России № 91).
Возврат переплаченных сумм пособий по уходу за ребенком до 1.5 лет
Как было сказано выше, основаниями для удержания излишне выплаченного пособия являются:
представление получателем пособий документов с заведомо неверными сведениями;
сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров.
Обстоятельства, влекущие прекращение выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в органах социальной защиты населения, не повод для возврата переплаченных сумм (см. пример 2) (ст. 19 Закона № 81-ФЗ, п. 3 совместного приказа от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России № 177н и ФСС России № 91).
Пример 2
Домохозяйка Н.И. Петрова получила 3 июня 2008 года пособие по уходу за вторым ребенком в размере 3255 руб. за текущий месяц. 15 июня 2008 года Н.И. Петрова устроилась на работу. В этом случае часть суммы ежемесячного пособия за период с 15 по 30 июня 2008 года органу социальной защиты населения возвращать не нужно.
Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет без трудовой книжки
Если работающие граждане получают данное пособие по месту работы, то неработающие лица должны обратиться за ним в орган соцстраха. Для этого необходимо представить копию трудовой книжки (или дубликат в случае утраты), заверенную в установленном порядке.
Но ухаживать за ребенком могут лица, которые и до его рождения не работали. Естественно, у них не может быть трудовой книжки. В такой ситуации для получения пособия гражданин должен написать заявление о назначении пособия. В нем указывается, что трудовая деятельность не велась. Кроме того, в заявлении нужно сделать отметку о том, что заявитель предупрежден об ответственности за представление ложной информации. Ведь излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, по предъявленным ими документам с заведомо ложными сведениями подлежат удержанию с получателя.
Временно проживающие без пособия по уходу за ребенком до 1.5 летне останутся
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком неработающему лицу выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства. При этом местом жительства является жилое помещение. Это могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. А как быть, если уход за ребенком осуществляется вне постоянного места жительства физического лица? Напомним, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение), а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Для решения этого вопроса следует знать, что регистрация по месту пребывания и жительства носит лишь уведомительный характер. Поэтому она не может служить основанием для отказа в назначении пособия по уходу за ребенком незастрахованному лицу по его фактическому местонахождению.
Однако для подтверждения права на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет по фактическому местонахождению нужно представить справку из органов социальной защиты населения, которая подтверждает, что указанное пособие не выплачивается по месту постоянного жительства. Это необходимо для исключения случаев двойного получения пособия (как по месту жительства, так и по месту пребывания).
Источник: Бухгалтерия.Ру - бухучет, налоги, аудит.